В соответствии с планом работы на судебном участке в АТГ всего Сакмарского района Оренбургской области проведено обобщение по теме: «Обобщение судебной практики назначения наказания в виде обязательных и исправительных работ по уголовным делам».

Как известно, в соответствии с ч. 2 ст. 37 Конституции Российской Федерации принудительный труд в Российской Федерации запрещен. Само понятие принудительного труда в российском законодательстве дается в ст. 4 ТК РФ. Данная статья также содержит и перечень случаев, не являющихся принудительным трудом. К таковым относятся:

- работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

- работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

- работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

- работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Дело в том, что обязательные работы, представляющие собой, как видно уже из их названия, недобровольную трудовую деятельность административно наказанных лиц, по своим признакам подпадают под понятие принудительного труда.

Необходимо отметить, что само по себе использование обязательных работ в качестве меры наказания российскому законодательству известно достаточно давно. Однако речь прежде шла исключительно об уголовном законодательстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Данный вид уголовного наказания успешно применяется в Российской Федерации за ряд преступлений с 2005 г.

Обязательные работы являются основным видом наказания и назначаются за преступления небольшой и средней тяжести. Этот вид наказания характеризуют: обязательность (принудительность) работ; выполнение их только в свободное от основной работы или учебы время; бесплатность; определение вида работ и объектов, где они отбываются, органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Принудительный характер обязательных работ заключается в том, что у осужденного нет возможности их выбора, он обязан выполнить именно тот вид общественно полезных работ, который будет определен. Как правило, это неквалифицированные виды работ (использование осужденных в благоустройстве улиц, уборка территорий, ремонтно-строительные и др.).

Работы должны выполняться только в свободное от основной работы или учебы время. Это означает, что осужденный не имеет права выполнять обязательные работы в рабочее время (если он имеет основное место работы) или вовремя, когда он должен находиться на учебе (если осужденный является учащимся).

Бесплатность работ предполагает, что обязательные работы выполняются осужденным на безвозмездной основе.

Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 480 часов. Время обязательных работ не может превышать 4 часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов (ч. 2 ст. 27 УИК).

В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами либо лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный (ст. 30 УИК):

- более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

- более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

- скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

При назначении данного вида наказания судам следует выяснять трудоспособность осужденного и учитывать положения ч. 4 ст. 49 УК о круге лиц, которым обязательные работы не назначаются. Это лица, признанные инвалидами I группы, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, проходящие военную служб по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Исправительные работы характеризуются тем, что:

- имеет место принудительное привлечение к труду на определенный срок;

- наказание отбывается по основному месту работы либо в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями в районе места жительства, осужденного;

- осуществляется удержание в доход государства определенной доли заработка осужденного.

Исправительные работы назначаются на срок от 2 месяцев до 2 лет. Началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, - день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из уголовно-исполнительной инспекции.

Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ч. 4 ст. 44 УИК).

В случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ суд может заменить не отбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК).

Злостно уклоняющимся признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за предыдущее нарушение, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно (ст. 46 УИК).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2 отмечается, что исправительные работы предполагают привлечение осужденного, как правило, к физическому труду, в связи с чем суд должен выяснять трудоспособность такого лица, место его постоянного жительства и другие обстоятельства, свидетельствующие о возможности исполнения данного наказания.

В соответствии с ч. 5 ст. 50 УК исправительные работы не назначаются: лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В последнее время судами в Российской Федерации часто применяется указанный вид наказания, в связи с этим представляется необходимым напомнить, что в большинстве стран мира общественно полезные работы, даже применяемые в качестве уголовного наказания, не являются принудительными и обязательными. Выражается это в том, что суд может назначить такое наказание только с предварительного согласия подсудимого. Это правило характерно практически для всех стран, где применяются общественно полезные работы

Вывод: в последнее время наказание в виде обязательных и исправительных работ назначается судами чаще, поскольку связано это с тем, что другие способы соблюсти закон и при этом использовать общественно полезные работы, которые являются эффективной альтернативой лишению свободы, юридической практике неизвестны.

Помощник мирового судьи