02 февраля 2012 года в общественно-политической газете Сакмарского района Оренбургской области «Сакмарские вести» опубликована информационная статья мирового судьи в административно-территориальных границах всего Сакмарского района Оренбургской области О.К. Никитиной  «Права медицинских работников защищены судом».

Права  медицинских работников защищены судом

        В 2011 году  мировым судьей Сакмарского района Оренбургской области рассмотрено  84 иска медицинских работников , работающих  в подразделениях  МУЗ Сакмарская ЦРБ  с. Тат-Каргала, с.Белоусовка, с.Светлый ,с.Егорьевка  , с. Никольское,  с. Тимашево, с.Марьевка,     с. Григорьевка, с.Архиповка, п. Красный Коммунар  к Администрации       МО Сакмарский район   о взыскании расходов по оплате за освещение и отопление жилья, в том числе  43  иска было подано прокурором  Сакмарского района в защиту прав медицинских работников.

        Медицинские работники МУЗ Сакмарская ЦРБ  в исках  указали, что  проживают  в сельской местности и  в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан имеют право на бесплатное жилье    с отоплением и освещением.  Данными льготами истцы пользовались в полном объеме по 31.12.2004 г., после указанной даты  льготы истцам предоставлялись частично : например,   в 2010 году в размере  1860 руб. ,  в первом полугодии 2011 года - 2100 руб.       

        С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ ,  решение вопросов социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения переданы органам местного самоуправления.  После 01.01.2005 г.  до настоящего времени  истцам частично возмещаются расходы на отопление и освещение жилья , основную часть расходов    истцы  несут  самостоятельно. За защитой нарушенного права истцы обратились к мировому судье.

        Пунктом 50 статьи 35 Федеральный     закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» в связи с принятием федеральных законов « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»   признал часть 2 статьи 63  Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (закреплявшую право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальных систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а так же поживающих   с ними членов их семей,  на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством), утратившей силу  и дополнил эту статью частями 4,5 и 6,  согласно  которым  меры социальной  поддержки медицинских  и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения  устанавливаются  органами  местного  самоуправления.

        Таким образом был осуществлен  пересмотр социальных гарантий, установленных по состоянию на 31.12.2004 года, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам , в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения: для медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения  меры социальной поддержки устанавливаются  органами местного самоуправления.

        Согласно статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

        Изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип доверия граждан к закону и действиям государства, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий и существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.

        Согласно статьи  153 Федерального закона  от  22.08.2004 г. №122 -ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсацию в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным федеральным законом нормах, данный федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период  права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1); при издании органами государственной власти субъектов РФ  и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны соблюдаться следующие условия: вновь установленные размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан  в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий  выплаты пособий (в том числе единовременных) и     иных видов социальных выплат,  гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставляющихся соответствующим категориям граждан, по состоянию  на 31.12.2004 г.; при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот     и выплат, предоставляющихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (часть 2).

        Исходя из конституционно-правового смысла правовых норм , выявленного  в Определении Конституционного Суда РФ № 383-О-П от 07.02.2007 г. правовое регулирование не предполагает  лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 г. на основании ч.2 ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан».

        Конституционно - правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключающим любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

        Основываясь на вышеизложенных  нормах  закона , мировым судьей по всем искам  приняты  решения   о  взыскании  с Администрации  МО  Сакмарский  район в  пользу медицинских работников МУЗ  Сакмарская ЦРБ расходов  по оплате за отопление и освещение жилья.  В целом взыскано  в пользу медицинских работников  сумма  1 871 223 руб.

Мировой судья                                                                                                                         О.К.  Никитина