Постановление Конституционного Суда РФ от 28 марта 2024 г. N 13-П

Предметом рассмотрения КС РФ стал вопрос о конституционности ряда норм УПК РФ, определяющих порядок возбуждения уголовного дела по ч. 1 ст. 116.1 УК РФ - в связи с нанесением побоев лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное деяние.

Заявительница, обратившаяся с жалобой в КС РФ, неоднократно пыталась привлечь бывшего супруга к ответственности за данное преступление, однако уголовное дело так и не было возбуждено. Полиция исходила при этом из того, что указанный состав относится к категории дел частного обвинения, производство по которым осуществляется судом. Районный же суд, а впоследствии и вышестоящие судебные инстанции пришли к выводу, что по действующему законодательству у суда отсутствуют полномочия возбуждать соответствующие дела и данный вопрос должен разрешаться органом дознания. Это связано с тем, что вступившие в силу в январе 2019 года поправки в УПК РФ, которыми уголовные дела по ч. 1 ст. 116.1 УК РФ переданы из компетенции мировых судей в ведение районных судов, не предусматривают специальных правил производства по таким делам в районном суде (в настоящее время соответствующие нормы содержатся лишь в гл. 41 УПК РФ, посвященной особенностям производства у мирового судьи).

По мнению заявительницы, такое правовое регулирование в силу своей неопределенности допускает произвольное правоприменение, что не обеспечивает эффективного расследования домашнего насилия и действительной защиты прав потерпевших.

По результатам рассмотрения дела КС РФ признал оспариваемые нормы не противоречащими Конституции РФ, так как предполагается, что порядок принятия и рассмотрения судом первой инстанции заявлений о возбуждении уголовных дел частного обвинения являются едиными для всех потерпевших независимо от того, судам какого уровня подсудна данная категория дел. В связи с этим районный суд не вправе отказать в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 116.1 УК РФ на том основании, что соответствующие правила (гл. 41 УПК РФ) формально предусмотрены только для мировых судей.