Проект федерального закона N 625427-8

Ряд депутатов предложили меру, итогом которой может являться некоторый рост субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - для части регионов и части граждан-получателей данных субсидий.

В настоящий момент право на такую субсидию имеют граждане, если доля их расходов на оплату ЖКУ (из общего размера доходов) превышает некую, установленную в регионе величину (в 2005 году предложен федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи в размере 22 %). Однако тут есть масса нюансов:

- для права на получение субсидии и расчета ее размера учитываются не реальные расходы гражданина на ЖКУ (не сумма в платежке, которую выставила УК), а некоторая абстрактная величина "расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг",

- она рассчитывается по специальной методике - исходя не из реального размера жилплощади, которой владеет гражданин, а из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий (то есть может начисляться только на часть жилплощади, хотя регионы и вправе рассчитывать ее на всю площадь жилья),

- кроме того, этот размер не учитывает реальную сумму тарифа на содержание общего имущества, установленный для МКД, в котором проживает получатель субсидии, а рассчитывается исходя из размера регионального стандарта стоимости ЖКУ (который привязан к нормативам потребления коммунальных услуг и КР на СОИ, а также к муниципальному тарифу на СиР (содержание и ремонт) и минимальной ставке платы за капремонт),

- и субсидия назначается только в том случае, если именно эта умозрительная величина (допустимый максимум платы за ЖКУ) превышает установленную регионом максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, а сама субсидия равна разнице между допустимым максимумом и допустимой долей расходов.

Таким образом, зачастую (если площадь квартиры выше нормативной площади, принятой для расчета субсидии; если фактический КР на СОИ превышает норматив; если тариф на содержание общего имущества в МКД, принятый на ОСС, превышает муниципальный) назначенная субсидия - даже если "коммуналка" забирает больше 22% семейного бюджета - не компенсирует расходы на ЖКУ в такой степени, чтобы она съедала не более 22% доходов.

Депутаты предложили меру, направленную на частичное повышение размера субсидий, - они предложили включить в ст. 159 ЖК РФ новую часть о размере федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов на оплату ЖКУ:

- для одиноких пенсионеров и многодетных семей - не более 10 %,

- для остальных граждан - 15 %.

По замыслу авторов законопроекта, это позволит регионам изменить свое законодательство и получать из федерального бюджета более значительные трансферты для оказания финансовой помощи по оплате ЖКУ (сами авторы проекта затруднились рассчитать размер предлагаемых расходов федерального бюджета).

При этом данная мера - в случае, если законопроект будет принят, - коснется не всех регионов: в самых благополучных максимальная доля расходов на ЖКУ из семейного бюджета уже сейчас составляет менее 22% (например, в столице - 10%), в некоторых такая доля снижается в зависимости от уровня дохода (например, в Смоленской области максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи для семей со среднедушевым доходом, равным или ниже прожиточного минимума, установлена в размере 5 %).