Мировая юстиция в России впервые появилась в результате судебной реформы 1864 г. Ее возникновение объяснялось как необходимостью устранения судебной волокиты, так и повышением эффективности уголовного судопроизводства в целом.

С 17 мая 1866 года впервые мировые судьи приступили к работе в Петербурге и в Москве.

В 1886 г. был издан указ Сената по соединенному присутствию Первого и Кассационных департаментов «О мерах по устранению медлительности в делопроизводстве мировых учреждений». После чего судьба мировых судов, как известно, была нелегкой. Законам 1889 г. вместо мировых судов на большей части территории Российской империи были введены судебно-административные установления (земские начальники, городские судьи, губернские собрания), которые обладали, как судебной, так и административной властью с сильным перевесом административных функций. В итоге после 1917 года в России деятельность мирового суда, как и подавляющего большинства государственных структур, была прекращена.

На рубеже 20-21 веков с осознанием необходимости первостепенного уважения и защиты именно прав человека интересов деятельности личности были инициированы реформы, в том числе и судебная реформа, реализация которой и обеспечила восстановление в России мировой юстиции.

В 1775 году обнародована первая часть «Учреждение управления Российской Империей», где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности. Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти сто лет, претерпевая различные изменения.

Ко второй половине 19 века стало очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: гласности, всесословности, обеспечении права на защиту, и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.

20 ноября 1864 года были обнародованы «судебные уставы», вводились новые суды – мировые.

Мировая юстиция представляла собою максимально приближенную к населению, обособленную и замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности. Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до одного года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до пятисот рублей) дел. Участковый мировой судья избирался сроком на три года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25- летнего возраста, имевших высшее и среднее образование или стаж работы не менее трех лет, преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога 6 тыс. рублей в столицах и три тыс. рублей в других городах. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные судьи утверждались Сенатом.

Право избрания мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения. Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную и общественную службу. Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.

Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного круга, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.

Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При возможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решения или приговор по делу.

Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 года сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах. В остальных городах вместо выборных судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции. В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являвшимся одновременно чинами административного ведомства.

В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но ненадолго.

Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года.

17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон «О мировых судьях Российской Федерации», которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей. Введение института мировой юстиции является возвращением к осуществлению правосудия в Российской Федерации на основе общедемократических принципов.

Полномочия, порядок деятельности, порядок создания должностей мировых судей, устанавливается федеральным законодательством. Порядок избрания – назначения на должность и деятельность мирового судьи, устанавливается так же законодательными актами субъектов Российской Федерации. Правосудие мировые судьи, осуществляют именем Российской Федерации. Мировые суды, являются наиболее низовым звеном судебной системы, но это не означает ее малой значимости во всей судебной системе Российской Федерации, это означает наиболее приближенность данного инструмента отправления правосудия к населению. Мировой судья берет на себя большинство сравнительно «мелких» категорий гражданских дел, административные, и уголовные дела, общественная опасность, которых не велика. Несмотря на многочисленные проблемы, мировые судьи играют важную роль в обеспечении защиты прав граждан. Введение института мировой юстиции является возвращением к осуществлению правосудия в Российской Федерации на основе общедемократических принципов.